С Пятнадцатилетием!

17 октября в Московском городком физико-математическом лицее №1511 при МИФИ состоялся торжественный вечер, посвященный 15-летию лицея и VIII слету московских лицеистов. Провели его Московский комитет образования и наш университетюПраздник удался на славу.

Фоторепортаж
В. СТРОКОВСКОГО.

Слово выпускникам лицея разных лет

15 ЛЕТ-ЭТО УЖЕ ИСТОРИЯ

      "Яркий, солнечный день. Последний день уходящего лета. Как потом оказалось - последний день той жизни, которая была до Школы. Осознание того, что началась действительно новая жизнь, пришло довольно скоро. В этой школе мы сразу стали взрослыми. Да, мы еще бегали на переменках и строили пакости учителям. Но мы уже спорили с ними до хрипоты, доказывая теоремы и решая задачи. Мы уже обижались, когда вызывали наших родителей, и боролись за право ходить в школу без сменной обуви и школьной формы. Мы почти сразу осознали, что Школа - это наш Дом, и мы - равноправные хозяева этого дома.

      Началось это пятнадцать лет назад и продолжается до сих пор. Мы уже немножко выросли, и вместе с нами выросла наша школа. Пятнадцать лет - это уже история. История радостная и горькая. Во многом это история Великого перелома. Перелома в нашем сознании, нашем мироощущении и миропонимании. Благодаря этой школе мы по-другому стали относиться к добру и злу, к работе и отдыху. Благодаря ей мы по-другому стали смотреть на мир и это помогло нам пережить другой Великий перелом - перелом в истории нашей страны. За эти пятнадцать лет мы пережили четырех генсеков, четыре парламента, двух президентов и два военных переворота. Мы пережили распад великой империи и целого общественно-политического строя. История нашей страны - это также и наша история и история нашей школы.

       Пятнадцать лет школы - это шесть директоров, десятки учителей и тысячи выпускников. Это громкие победы и досадные поражения на международных олимпиадах и турнирах. Это веселые турслеты и напряженные занятия. Это "убойные" капустники и не менее "убойные" поточные работы. Пятнадцать лет - это слишком мало, чтобы воспитанники школы стали великими учеными и большими политиками. Но они уже работают во многих университетах и институтах мира, руководят банками и предприятиями. Школа гордится ими, как, может быть, скоро ими будет гордиться наша страна. И школа всегда будет помнить о тех, кто не дожил до этого дня.

      История нашей школы - это история всех нас вместе и по отдельности: учителей и учеников, бывших и настоящих. Мне хотелось бы назвать их имена, десятки, сотни, тысячи имен людей, которые сделали эту школу и которых сделала эта школа. Но я хочу назвать лишь одно имя - имя этой школы - физико-математическая школа № 542 - физико-математический лицей №1511 при МИФИ".


А. МИХАЙЛОВ.

АХ, ЭТО БЫЛО, БЫЛО...

      "... Канцелярия. Кабинет директора. Солидное место. А когда-то мы здесь засиживались с Ширстовой Ириной Вениаминовной, нашим директором, допоздна, готовя концерты самодеятельности. Время 20.30, а меня дома ждут в 20.00. Ирина Вениаминовна бодро набирает мой домашний телефон, говорит: "Здравствуйте, я — директор школы. Олег с ребятами готовит концерт..." Затем десятиминутная пауза, и мы расходимся по домам до следующего раза, унося отблески изумления Ирины Вениаминовны, нашего лидера, дипломата и неотразимого аргу-ментатора.

      А географию Запевалова Анатолия Николаевича мы помним до сих пор. Он боролся за эффективность обмена информацией, поэтому его речь напоминала тарахтение пулемета, но вся школа его просто боготворила, восхищаясь способностью к логике, позволявшей ему, по слухам, без особых натяжек связать пляски ацтеков и движение автомобиля.

      А как бушевало наше неграмотное, неотесанное море в руках Смирновой Оксаны Вениаминовны. Она нас всех держала в своих теплых ладонях, оттаивая наши ледышки, принимая, как свой, весь наш бред. Слышу ее голос: "Михайлов, а Вам "пять" — за талантливую пародию. Заборонский, Вы мне опять мешаете, я от Вас устала". Простите, Оксана Вениаминовна!

       Звонок. Я стою на третьем этаже у окна, которое я когда-то разбил со своим одноклассником, и всматриваюсь в головы, торчащие из-за парт в корпусе напротив..."

СЛАВЬСЯ!


Славься, славься из века в век.
542-я навсегда лучше всех!
На веки веков и во все времена
Да здравствует школа 542!

Славься, славься из рода в род Российской науки надежный оплот!
Сказал Ломоносов, конечно, не зря,
Что будет "невтонов" рожать нам земля.
Славься, славься из рода врод
Наш терпеливый лицейский народ!

Поточные пишет, зачеты сдает.
Науки гранит по два года грызет.
Славься, славься на все времена
Учитель лицея 542!
Танцует, рисует, играет, поет,

А кроме того, и уроки ведет!
Славься, славься лицей при МИФИ!
Сегодня тебе посвящаем стихи.
На веки веков и во все времена
Будет гордиться тобою страна!
"Положите тряпку — я вас все равно не боюсь!"
"Идите к доске, может, еще чего учудите".
"Такие задачки решают даже юные пионеры задолго до того, как начинают пить и курить".
"Вы эллипсоид себе представляете? На меня посмотрите".
"Ты весь извертелся вдребезги!"
"Задачи бывают плоские".
"Этот вектор надо убить".
"Я люблю, когда не надо думать".
"Стоит вам хвост отбросить — и энергия уже не сохраняется".
"Чем же это аукнулось?"
"Ну, города надо убрать под землю. Куда? В метро".
"Выходи к доске и показывай мне языки!".
"Главное — не утонуть. В фактах".
"У меня из головы выпало..."
(Из высказываний наших любимых учителей).

"Я иду по школьному коридору"


      "...Скажу честно, такого мощного, самобытного, неординарного коллектива я не встречал больше нигде. Воспитанный на посредственности средней школы, я был просто обескуражен и обрадован людьми, занявшимися моими душой и разумом. Уж очень велика была разница между уровнем наших наставников и среднестатистическим.
      Я иду по школьному коридору...
      ...Одна из первых лекций Мирошина Николая Васильевича. Помимо первых тайн математики Николай Васильевич поражал наше воображение монологами: "Ну чего расшумелись? Вы учтите, в МИФИ дураков не берут. Сам я МГУ кончал. Думаете, вы здесь все умники собрались? Некоторым, а особенно девушкам, лучше было бы идти на курсы кройки и шитья". Железный мужик. Уже в институте мы его как-то встретили и говорим: "Николай Васильевич, поступили ведь все-таки". Он глянул поверх очков, веско сказал: "Выгонят", и пошел дальше.
      А вот Диденко Александр Яковлевич рассказывает нам о физических свойствах стекла: "Был я как-то на Дальнем Востоке. Остановились мы на ночь в маленькой гостинице, где нас встретил сидящий у огромного, во всю стену, окна благообразный старичок-швейцар. Переночевали мы, а утром выходим, а дедушки-то нету. Ветер дунул, а он - вот, под окном сидел. Опасно, знаете ли. Так вот, стекло, как мы теперь знаем, обладает свойствами хрупкости и твердости..." Холл школы, первый этаж, "скибатрон", который стал объектом нашего спора: можно ли кинуть в него ручку так, чтобы она воткнулась..."

"Я иду по школьному коридору"

Лицейский ДУХ


"...Что для меня лицей? Лицей - это мироощущение, стиль мысли и жизни. Лицей - это альма-матер, это яркий свет в конце тоннеля средней школы. Незабываем сам дух, царящий там, микроклимат. И, конечно, главная роль принадлежит учителям.
       Прежде всего хочется выразить огромную благодарность Величайшему лицееуправителю всех времен и народов Запевалову Анатолию Николаевичу. Его талант столь безграничен, что первые полгода мы просто не могли понять его основной работы в школе. Он - и географ, и экономист, с увлечением читает лекции по мировой культуре и организовывает турслеты.
Он - талантливейший педагог и единственный Человек, по первому требованию которого лицеисты охотно бежали на генеральную уборку. Лицей так и сиял чистотой благодаря ему. Многие учителя трудятся в поте лица для создания этой лицейской атмосферы.
       Сейчас эти два года представляются единым непрерывным пестрым потоком, в котором круговоротом кружились и интегралы, и песни Б. Г. Было весело, легко, жизнь казалась сладкой, и мы парили над облаками, не обращая внимания ни на "небесное электричество", ни на элементарные частицу. Сегодня я очень завидую тем, кто занял наши места за партам. Они вновь познают для себя эту интересную, искрометную и высокую лицейскую философию".


Газета "Инженер-Физик", №13, октябрь 1997