Математика: полезное или приятное?

А какая математика была у вас в лицее? Задайте такой вопрос первому встречному, и в большинстве случаев вряд ли можно услышать вразумительный ответ. И это неудивительно, потому что люди редко запоминают то, чего не любят, А вот в нашем лицее многие любят математику. И дело даже не в том. что программа отличается от обычных школ в лучшую сторону, а в учителях. За годы существования нашего лицея подобрался сильнейший преподавательский состав по этой дисциплине. Однако, сильный преподаватель - еще не залог любви к его предмету. Секрет интереса к математике у нас в лицее заключается в трех причинах... Здесь автор вынужден остановиться и сказать, что все нижеследующее является его личными соображениями, ни в коем случае не претендующими на истинность. Так что читатель перед любым предложением может вставить фразу "Мне кажется, что..."

 

Во-первых, это - дух свободы и равенства, создаваемый нашими учителями и с удовольствием поддерживаемый учениками, который побуждает к творческой работе во всех направлениях. Но одного желания работать мало. Когда человек что-то замышляет - это хорошо, однако, когда наступает время воплотить его идею в жизнь - тут без полигона для дальнейшей творческой работы не обойтись.

 

А вот и вторая причина популярности математики: учителя предоставляют нам такой "полигон". Давайте посмотрим, что же тут есть. Сразу привлекают внимание толпы школьников, "копающих канавы" - это, конечно, дополнительные занятия по математике. Этой тяжелой работой занимается у нас пол-лицея. Километры рвов прорыты в сыпучих песках преобразований, в каменной тверди интегралов и в тяжелой, но плодородной почве координатной плоскости нашими "канавокопателями". Вдали десяток школьников с теоремой синусов наперевес штурмуют высоту пирамиды. Знакомьтесь : это Математический Теоретический Семинар под руководством Ширстовой Ирины Вениаминовны. Эти ребята запросто объяснят вам почему множество действительных чисел несчетно или что такое бутылка Клейна. А их любимые инструменты - циркуль и линейка.

 

Сквозь заросли задач пробираются, отыскивая по дороге корни многочленов, ребята из кружка Бучина Андрея Александровича. Они умело пользуются теоремами и вполне владеют основами математического анализа.

 

Земля нашего "полигона" устлана олимпиадными задачами, поверженными кружковцами Сторожева Андрея Михайловича. Однако, можно ли себе представить человека, совершенствующего свое какое-либо умение не подразумевая применить его на практике? В ответе на этот вопрос заключается третья причина популярности математики у нас в лицее. Причина, благодаря которой наш "полигон" полностью оправдывает свое название. Это - игра. Раньше это была своего рода дуэль, на которую один математик вызывал своего оппонента, затем они обменивались задачками. Наши учителя сдули с нее пыль столетий, придумали ей командные правила и звучное название - математический бой.

 

Матбой - при этом звуке "канавокопатели" делятся на две части : одна в ужасе разбегается, другая - наоборот сбегается посмотреть - что же будет? Умело составленные правила игры позволяют строить борьбу команд тактически и стратегически. Каждый должен использовать свое наиболее мощное "оружие", Что тут начинается! Здесь и короткие схватки, и массовые наступления. Гадают сраженные наповал быстрой идеей задатки, разбиваются об острые грани параллелепипедов теоремы Пифагора, рушатся под мощным натиском критики доказательства и, обгоняя друг друга, растет счет понемножку. Четыре конкурса: командный, экспресс, капитанский и выездной, пролетают как четыре минуты. Хотя матбой редко длится менее двух часов.

 

В матбой у нас играют все. Играют между собой, играют 10 классы с 11-ыми. Надо видеть, как загораются глаза двенадцатиклассников (так у нас называют выпускников - первокурсников), когда их приглашают на матбой 10 классы. А некоторые счастливчики, к которым относится и автор, играли даже с учителями.

 

Так что не удивляйтесь, если на 100...вопрос "А какая математика была у вас в лицее?" Вы услышите в ответ: "и полезная, и приятная", а впридачу правила игры в матбой.


Воликов Петр, Выпускник 1993 года