Университетский Лицей №1511
предуниверситария НИЯУ МИФИ
НИЯУ МИФИ
Отзывы о лицее
Забелина Ольга
Лицей 1511 - это не только физика и математика, это дружба, общение, творчество, познание мира …

Университетский лицей № 1511 предуниверситария НИЯУ МИФИ

Учительская газета города Москвы повятила в своем последнем номере разворот реализации проекта Предуниверситарий НИЯУ МИФИ.

По материалам http://ug.ru/archive/54733, http://ug.ru/archive/54734

«УГ Москва», №07 от 18 февраля 2014 года

Все карты в руки

 
Физико-математическая школа №542 (сейчас лицей №1511 при НИЯУ МИФИ) была создана в 1982 году по совместной инициативе руководства инженерно-физического института и Департамента образования. Ректор Виктор Колобашкин объявил теперешнему директору лицея, а тогда доценту МИФИ Сергею Елютину и его коллегам по 23-й кафедре: «Вам поручается курс физики в физико-математической школе, которая должна открыться. У вас есть опыт работы с абитуриентами и школьниками. Вам и карты в руки!» Так полтора десятка ученых кафедры были мобилизованы на создание школы нового типа, школы с элементами вузовской подготовки, окончив которую ребята естественным образом продолжили образование в университете. Поэтому проект предуниверсария не стал для лицеистов неожиданностью, а вполне вписался в образовательную систему, позволив расширить возможности.  
 

Игорь ЦВЕТКОВ, и. о. директора предуниверсария НИЯУ МИФИ:
- Руководство университета рассматривает предуниверсарий как часть единой университетской системы подготовки инженерных кадров, обеспечивающей качество инженерного образования мирового уровня. Причем как базовую часть, как фундамент, на котором строится вузовская образовательная программа. Основные цели создания предуниверсария - повышение уровня профильной подготовки школьников, выявление и развитие творческих способностей и исследовательских компетенций обучающихся, подготовка школьников к продолжению обучения в университете. К реализации образовательной программы подключены преподаватели и научные сотрудники университета, ученые с мировым именем, участвующие в крупнейших международных экспериментах. Проектно-исследовательская работа школьников проходит на современной экспериментальной базе университета. Это позволяет заинтересовать ребят, сформировать современное научное мировоззрение, позитивное отношение к инженерным профессиям, привлечь молодежь к инновационной, научной и инженерно-технической деятельности уже в школе. У ребят появляется возможность в 10-м классе проверить свои способности к проектной и исследовательской деятельности, определить сферу интересов, выявить, что им больше нравится и что лучше получается - экспериментальная, проектная, аналитическая или расчетная работа, и уже осознанно делать выбор направления подготовки к специальности. Такая возможность ранней профильной профориентации вместе с высоким уровнем довузовской подготовки даст нам ребят, способных не только успешно осваивать образовательные программы высшего образования, но и участвовать в научно-исследовательской работе университета уже с младших курсов. Обеспечение непрерывности среднего и высшего образования - это мировой тренд развития ведущих университетов.

Любовь ВЕРШИНИНА, первый заместитель директора лицея №1511:
- Раньше в лаборатории МИФИ попадали только одиннадцатиклассники, сейчас это стало доступно и десятиклассникам. В этом году 15 десятиклассников я отвела ознакомиться с кафедрой физики плазмы, все 15 человек остались в группе. Университет дал возможность, чтобы дети занимались под руководством ученых в его уникальных лабораториях, в школе появилось современное оборудование, у нас все ребята проходят через лабораторные работы на наномикроскопах, мы в онлайн-доступе к экспериментам МИФИ. Родители девятиклассников осаждают нас звонками: «А когда 9-е классы войдут в предуниверсарий?» Ректор уже поставил такую проблему перед Департаментом образования, считая, что начинать предпрофильную подготовку нужно как можно раньше - в 8-9-х классах. У нас была возможность сравнить 9-е, прошедшие нашу подготовку, тех, кому мы уже дали базу, и те классы, которые приходят к нам уже в предуниверсарий из других школ. Это, конечно, небо и земля. Но, надеюсь, все-таки предуниверсарий охватит и этих ребят. Предуниверсарий - хороший рывок для тех, кого мы выпускаем, для вузов, которые видят, кого они берут в итоге. У нас физику в выпускном классе никогда не вели просто учителя, это всегда были кандидаты, доктора наук. НИЯУ МИФИ смотрит в будущее, старается предвидеть ситуацию, так было и с созданием нашего лицея изначально. Но и наши педагоги - это очень высокий класс, сегодня все работающие в 10-11-х классах учителя перешли в штат МИФИ, получив статус сотрудников университета.
Мы должны выйти на мировые стандарты, а не замкнуться внутри лицея. Мы готовы участвовать в международных программах по обмену школьников. То, что будущее за учеными, уже понимают все. Тот, кто станет ученым, всегда будет обеспечен работой. Мы сейчас совместно с Московским институтом развития образования работаем над образовательной программой по ФГОС нового поколения, в частности для предуниверсария. МИРО пошел на это сотрудничество с нами, потому что этого нет и это надо сделать, показать не только Москве и России, но и всему миру, что у нас есть такие программы, такие дети, которые осваивают такие программы, люди, работающие по этим программам. Мы планируем завершить эту работу до конца учебного года. Образовательная программа нашего лицея, по мнению экспертов МИРО, вполне может послужить основой для рождения нового алгоритма действий.
У нас богатый опыт работы с вузом, база для хорошего продвижения проекта профильной подготовки есть. Будучи уже в университете, будем развивать сотрудничество и дальше. У каждого школьника есть тьютор из научных сотрудников МИФИ, для того чтобы тот мог ответить на любой самый заковыристый вопрос ребенка. Вот решает мой ученик задачу, решает ее по-своему, я говорю: «Вот тут не так», а он не тушуется: «Тоже верно!» Они у нас такие. В конце пары (у нас уроки проходят в такой форме) я не даю новую задачку, иначе их не выгонишь на перемену. О таких школьниках можно только мечтать!

Сергей ЕЛЮТИН, директор лицея №1511:
- Я вижу развитие предуниверсария как подготовительного курса, он может даже прорасти в бакалаврское образование. Но нагрузки высшей школы, ее требования, конечно же, должны быть адаптированы к нашим условиям. Мы не собираемся копировать студенческую загруженность, напряженный темп прохождения ими материала, его обширность. Но тем не менее работа наших ребят в проектной деятельности говорит о том, что они вполне могут вливаться в научную разработку. Наблюдая за своими учениками, мы порой замечали, что им не хватает перспективы. Предуниверсарий показал, что ребята могут ставить перед собой более серьезные задачи и вполне успешно их решать. На протяжении 30 лет аудитория старших школьников изменилась кардинально. Раньше дети сидели как мышки и внимали преподавателю. Сейчас школьники стали раскованными, очень практичными, а вот талантливых ребят меньше не стало. Мы ориентируем ребят не на простую сдачу ЕГЭ, мы готовим поистине золотой фонд нашей науки. Их пытаются переманить и МГУ, и Физтех, отслеживая таких ярких абитуриентов, Но большинство наших лицеистов все-таки идут в МИФИ. Сегодня мы единственная школа в Москве, в которой 18 из 37 учебных часов в неделю приходится на физику и математику. Этот учебный план введен по решению совета лицея, председатель которого проректор Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Елена Весна. Конечно, школьникам мешает их «детскость»: на прорыв они готовы, а к ежедневному труду привыкают с трудом. Но если интерес есть, они готовы работать. И то, что благодаря предуниверсарию доступ к университетским лабораториям получили и десятиклассники, только подстегивает их гордость и интерес.

Кирилл ДМИТРИЕВ, ученик 10-го класса:
- Это почетно, что ты поступил в предуниверсарий, удержался. Важно для самооценки то, что мы учимся в предуниверсарии МИФИ, вообще в лучшем лицее.

Максим МАТЮШИН, ученик 10-го класса:
- Одним из бонусов предуниверсария можно считать свободный проход в МИФИ и то, что можно заниматься на кафедрах вместе с преподавателями университета. Это дает возможность расширить наши знания и приобрести опыт при работе с экспериментальными установками.

Дмитрий ДЬЯКОНОВ, ученик 10-го класса:
- С нами работают научные сотрудники университета, мы их знаем, общаемся с ними. После того как мы послушали заведующего кафедрой физики плазмы доктора физико-математических наук, профессора Валерия Курнаева, выбор был сделан: остаемся на кафедре работать. Интересно.

Ансар РАХМАНИН, ученик 10-го класса:
- Перед тем как доложить о своем проекте на конкурсе «Юниор», мы устраиваем тренинг в МИФИ. Комиссия нам советует, как лучше осветить тот или иной аспект. Это тоже очень значимо.

Екатерина МОЛЧАНОВА, ученица 10-го класса:
- У меня мама окончила этот лицей, поэтому у меня не было ни тени сомнений, куда идти учиться. Предуниверсарий - это возможность за два года не только подготовиться к университету, но и попробовать, сдюжишь ли ты там. Я прихожу и рассказываю маме, что мы делали в лицее, она ностальгирует по тем временам, когда это все было и у нее. И я обязательно своих детей приведу сюда, в эту атмосферу сплоченной команды, желающей докопаться до чего-то неизведанного.

Георгий КРАСНОВ, ученик 11-го класса:
- Я пришел в лицей только в ноябре. Пришел сюда, потому что знаю, чего хочу. Мне нравятся физика, математика, конкретную область интереса я еще не выбрал, получаю удовольствие от процесса учебы здесь. Пришлось многое осваивать, здесь в три с половиной раза сложнее, чем было в той школе, где я учился до этого. Догонял ребят я месяц, но я этого хотел и справился. Родители сначала не знали об этом моем решении, но после того как прошел собеседование, поставил их в известность. Отец сам выпускник МИФИ, он оценил.

 

«УГ Москва», №07 от 18 февраля 2014 года

Инженер - звучит инновационно

 
Татьянин день в этом году Президент России провел в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ. Владимир Путин ознакомился с перспективами развития вуза, некоторыми новейшими разработками, ответил на многочисленные вопросы студентов и исполнил, аккомпанируя себе на рояле, нетленные «Московские окна». Ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов отмечает, что университет наряду лишь с немногими российскими университетами входит в мировые рейтинги. Да, университет славится своими изысканиями: здесь разработали уникальную эндоскопическую капсулу и систему по защите от кибератак под названием «Щит», ученые с мировым именем почитают за честь читать здесь свои лекции, а выпускники МИФИ весьма востребованы не только в отраслях, связанных с атомной промышленностью. Сегодня для того, чтобы обеспечить приток в одну из самых высокотехнологичных высших школ страны именно тех, кто способен продвигать науку и дальше, в МИФИ появился предуниверсарий. По словам Стриханова, этот проект - прекрасная возможность выявлять индивидуальные способности каждого.  
 
- Михаил Николаевич, каких студентов и для каких целей вы ждете в НИЯУ МИФИ?
- НИЯУ МИФИ - общепризнанный лидер инженерного образования в России. Университет традиционно обеспечивает кадрами атомную промышленность, предприятия оборонного комплекса, а также федеральные научные центры. В прошлом году университет вошел в число 15 ведущих вузов России, которым Правительство РФ доверило реализацию Программы мероприятий по повышению конкурентоспособности отечественных вузов среди мировых научно-образовательных центров, а значит, перед нами стоит амбициозная задача стать лидерами инженерного образования в мире. Наши студенты, наши выпускники должны быть конкурентоспособны с выпускниками ведущих университетов мира. Это должны быть студенты, способные освоить не только фундаментальные физико-математические знания на очень высоком уровне, но и получить инженерное образование, позволяющее самостоятельно вести научные исследования на современном экспериментальном оборудовании, создавать и реализовывать высокотехнологичные разработки современной техники. У студентов должно быть стремление мыслить инновационно и создавать новое.
- Каким образом, по вашему мнению, можно подготовить грамотного абитуриента наилучшим образом? Способствует ли такой подготовке проект предуниверсария? Если да, то как именно?
- Идеальный абитуриент - это тот, кто умеет думать, умеет учиться, не пасует перед сложными задачами. Он интеллигентен, образован, культурно развит, умеет творчески мыслить. При этом он легко справляется с задачами любой сложности формата ЕГЭ, но больше получает удовольствие от решения олимпиадных задач. Предуниверсарий предоставляет гораздо большие возможности для реализации индивидуальных программ обучения, авторских разработок преподавателей университета просто в силу гораздо меньшей бюрократической отчетности, чем это есть в школе. Помимо усиления фундаментальной физико-математической подготовки мы планируем существенно расширить проектную деятельность школьников на базе лабораторий университета, через созданный институт тьюторов помочь каждому школьнику выявить сферу своих исследовательских интересов и возможностей. Поставлена также задача формирования из сотрудников университета специальных тренинговых команд для подготовки школьников к участию во всероссийских и международных олимпиадах.
- Насколько я знаю, вы тоже когда-то преподавали физику в лицее №1511, можно ли увлечь наукой школьников и как это удавалось сделать лично вам?
- Учитель играет очень важную роль в заинтересованности школьника тем предметом, который он преподает. Увлечь можно прежде всего через авторитет, профессионализм учителя. Авторитет преподавателя складывается не из его строгости и требовательности, а прежде всего из того, насколько он сам увлечен предметом, который преподает. Школьники это сразу чувствуют. В этом плане преподавателям университета, научным сотрудникам гораздо легче по сравнению со школьными учителями, потому что они ведут реальные научные исследования, знают все о последних достижениях в своей области.
- Как вы считаете, не рано ли школьникам участвовать в работе университетских кафедр?
- Вы знаете, что по новым школьным стандартам проектная деятельность школьника должна начинаться в первом классе. Стоит ли говорить, что в 10-м и 11-м это рано? Мы имеем уже 8-летний опыт прохождения летней практики школьниками 10-х классов наших лицеев на базе университетских кафедр и лабораторий. Этот опыт говорит о том, что школьникам очень помогает работа на кафедрах в реализации своих проектов, а для тех, кто еще не определился с направлением своих интересов, позволяет найти их и испытать свои силы, способности к теоретической, расчетной или экспериментальной работе. Трудно говорить о профильном уровне образования в 10-11-х классах без реальной практики.
- Что изменил предуниверсарий в жизни МИФИ, как стало возможным выстроить сотрудничество среднего образования и высшего, на каких принципах, условиях, точках соприкосновения? И что вы ожидаете от этого сотрудничества?
- Непрерывность образования - это и современный мировой тренд, и принцип развития образования в России, закрепленный в новом Законе «Об Образовании в РФ». Мы этот принцип начали осуществлять еще в конце прошлого века, когда создавали наши лицеи. Лицей №1511 был создан в 1982 году как физико-математическая школа №542 с углубленным изучением физики и математики при МИФИ в рамках создания системы непрерывного образования «школа - вуз». Так было записано в учредительных документах. В 1993 году школа №542 первой в России получила статус лицея. За эти годы мы накопили большой опыт организации профильного обучения в школе. Пилотный проект Правительства Москвы по созданию предуниверсария - это реализация тех идей на новом уровне. За счет повышения качества обучения, через методическую и кадровую поддержку образовательного процесса высококвалифицированным преподавательским составом университета, за счет использования современной лабораторной базы университета, за счет быстро развивающихся дистанционных форм обучения мы сможем максимально сблизить уровни среднего и высшего образования, согласовать программы и технологии преподавания, максимально подготовить учащихся предуниверсария к обучению в университете.
Автор: Михайлова Юлия Викторовна
Размещено: 19.02.2014, 13:05
Категории: Общие
Вход